ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИНФОРМАЦИИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
19 апреля 2024 года

ПИСАНКИ, ДРАПАНКИ И… ЯЙЦА «ФАБЕРЖЕ», УКРАШЕННЫЕ СОЛОМКОЙ: В ГРОДНО ПРОХОДИТ ПАСХАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА

563

Экспозиция «Велікодны падарунак» включает свыше 300 экспонатов. Свои работы на ней представили более 70 умельцев со всех уголков области, в том числе носители элементов нематериального культурного наследия, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси.

Пасхальная выставка-конкурс, где выбирают лучшие коллекции пасхальных яиц, верб, корзин, открыток и панно, уже стала для Гродно традицией: нынешнее мероприятие – седьмое по счету. Проводит его Гродненской областной методический центр народного творчества. На выставке можно познакомиться не только с праздничными традициями Гродненщины, но и их современными интерпретациями.

Здесь есть, на что посмотреть. Встречают гостей работы, выполненные в характерной для Новогрудчины технике «вытинанка-выбиванка». Ее особенность заключается в том, что рисунок не вырезается ножницами, а выбивается долотом или расплющенным гвоздем. Причем мастера используют особую плотную бумагу.

– За нею навогрудские мастерицы раньше специально ездили в Барановичи, – удивляет заведующий отделом традиционной художественной культуры областного методического центра народного творчества Янина Борисевич. – Сделанные из плотной бумаги новогрудские вытинанки хранились не один год, от праздника до праздника, как обычные вытинаки, а несколько лет, и при этом не теряли вид. На выставке представлены как традиционные фиранки на окна, так и декоративные пасхальные яйца, выполненные в этой технике.

Привлекает внимание расположенная рядом этнокомпозиция из Лидского района, посвященная Вербному воскресенью. Фигурки людей сделал из глины мастер-керамист отдела ремесел и традиционной культуры (прообразом героев, кстати, стали ее коллеги). Наряды неслучайные, соответствуют типичным народным костюмам Лидчины и сотканы вручную.

– Вот гродненские вербы, созданные знаменитым народным мастером Доминикой Коваленок и ее сестрами.  Гродненская верба отличается тем, что она плоская, разноцветная и яркая, узор ритмично чередуется. Все травы, цветы натуральные, окрашены специальной краской, – обращает внимание Янина Борисевич. – А вот на Ивьевщине в традиционную вербу обязательно вплетают колосья, чтобы предстоящий год был урожайным и благополучным. 

В экспозицию вошли уникальные Сопоцкинские писанки мастериц Зайко, которые раньше жили в городском поселке. Говорят, что до сих пор во многих местных семьях хранятся расписанные ими пасхальные яйца. Есть на выставке и лидские писанки, узор на которые также наносят с помощью воска, но орнамент отличается, другой и цвет скорлупы. В основном для покраски яиц хозяйки по старинке используют луковую шелуху, а, чтобы добиться более интенсивного оттенка, добавляют немного краски. Также можно увидеть в методическом центре драпанки, само название которых подсказывает способ нанесения рисунка.

– Этим вязанным сувенирным пасхальным яйцам около 30 лет. Помните наши традиционные гродненские «постилки-радуги»? Мне кажется, эти яйца очень похожи на них по цветовому решению, – отмечает Янина Борисевич. – А вот эти яйца называют «Гродненскими Фаберже». Их выполнила в авторский технике гродненки Марина Яремчик. Узор выложен из соломки, нарезанной тонкими-тонкими кольцами. Хотя умелица проводила мастер-классы, никто не смог повторить ее оригинальную технику.

Внимание привлекаются корзинки с деревянными ручками, которые украшены веточками вербы с «котиками» и пестрыми перепелиными яйцами. Кажется, эти корзинки сплетены, как обычно, из соломы, но нет –  Ольга, Войтович, мастер из Мостовского района, использовала траву. Не сразу удается разгадать секрет и соломенного веночка, созданного Валентиной Свирской из Ошмянского района. Взглянув, подумала, что он окрашен, а оказывается, мастерица использовала соломинки разного тона – от бледно-желтых до зеленоватых.

– Эту коллекцию страусиных яиц, расписанных ликами белорусских святых, создала Лариса Косицкая из Гродненского района, – показывает невероятной красоты работы Янина Борисевич. – Мастер подготовила коллекцию специально к Году исторической памяти. Прежде, чем приступить к работе, просила благословления у духовника, во время работы соблюдала пост.

Под потолком в выставочном зале висят несколько «пауков» – сложных соломенных конструкций, которые колеблются даже от легкого движения воздуха. Наши предки считали, что «пауки» защищают дом от зла, в преддверии праздников их вешали возле красного угла, а после, через год, сжигали и заменяли новым. Один из представленных на выставке экземпляров особенно интересен тем, что в него «вплетены» Свислочские воскованки. Их особенность заключается в том, что воск с яйца не снимается и остается объемным узором.

– А вот сувенирное яйцо из Щучинского района. Мастер решил подчеркнуть, что это не только символ праздника, но и символ Вселенной, потому сделал таким крупным. Основа – папье-маше, аппликация сделана из соломки, – продолжает Янина Борисевич. – Интересно подошли к теме выставки в Ошмянах: мастер-керамист Марьян Козар слепил яйца из глины, для каждого, исходя из природного узора, продумал свой рисунок.  Получил награду за эксперимент с материалом.


Елена КАЯЧ   

 Фото автора

Источник: 1prof.by