ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИНФОРМАЦИИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
02 мая 2024 года

Организация учета нуждающихся в улучшении жилищных условий

535

Вопрос:  Как организовать учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в организации? Какие документы следует запрашивать?

Отвечает правовой инспектор труда Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Мария Козырева

По месту работы, независимо от организационной формы юридического лица, можно организовать учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые работают, в том числе по совместительству (п. 2 ст. 38 ЖК).

Гражданин совместно с членами своей семьи может стать на учет по месту работы (службы) каждого члена семьи. При этом их регистрация в одном населенном пункте не требуется (п. 4 ст. 38 ЖК).

Особенности организации и ведения учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, из числа работников организации, могут быть зафиксированы в коллективном договоре, поскольку именно этот документ является локальным правовым актом, который регулирует не только трудовые, но и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками (ч. 1 ст. 361 ТК). Сам порядок постановки на учет целесообразно установить в соответствующем положении организации - неотъемлемом приложении к коллективному договору.

Для ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо назначить (п. 6 ст. 42 ЖК):

- либо ответственное структурное подразделение и обязанность по ведению учета зафиксировать в положении о его деятельности (п. 15, 160 Инструкции по делопроизводству);

- либо ответственное должностное лицо и обязанность по ведению учета указать в его должностной инструкции (п. 10 Общих положений ЕКСД).

Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий гражданин подает по месту работы (службы) по установленной форме  (ч. 1 п. 1 ст. 40 ЖК).

Организация регистрирует заявление в книге регистрации установленной формы (п. 1 ст. 41 ЖК). С даты подачи заявления граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в жилье при наличии оснований для признания их таковыми. Если заявления поданы несколькими гражданами в один и тот же день, они включаются в списки учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в том порядке, в котором заявления зарегистрированы (п. 3 ст. 39 ЖК).

Если у гражданина есть основания для постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, принимается соответствующее решение.

Основания установлены ст. 36 ЖК. Данный перечень является исчерпывающим и не предусматривает возможности установления иных оснований постановки на учет. Вместе с тем из других норм законодательства следует, что дополнительные основания постановки на учет могут быть предусмотрены коллективным договором. Однако установление дополнительных оснований не означает, что такие граждане могут автоматически воспользоваться рядом иных прав, связанных с постановкой на такой учет. Например:

- право на получение льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляется определенным малообеспеченным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (кроме граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах), из числа многодетных семей и пр. (абз. 6 подп. 1.1 п. 1 Указа N 13);

- право на получение субсидии на уплату части процентов предоставляется определенным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (за исключением признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах) (подп. 1.2 п. 1 Указа N 240);

- заказчики, застройщики не производят компенсацию местному бюджету с общей площади жилых помещений, строительство которых осуществляется для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в Минске и областных центрах - состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в населенном пункте по месту строительства жилых помещений), кроме граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий по дополнительным основаниям, предусмотренным организациями в коллективных договорах (абз. 3 ч. 7 подп. 1.18 п. 1 Указа N 26).

В случае принятия решения об отказе в принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий указываются основания такого отказа (п. 1 ст. 41 ЖК).

Решение о принятии (отказе в принятии) гражданина на учет нуждающихся в жилье по месту работы (службы) принимается (ч. 1 п. 1 ст. 39 ЖК):

- руководителем госоргана, другой организации (уполномоченным им лицом);

- руководителем госоргана, другой организации (уполномоченным им лицом) совместно с профкомом (при наличии);

- руководителем госоргана, другой организации (уполномоченным им лицом) совместно с профкомом (при наличии) при участии общественной комиссии по жилищным вопросам (далее - комиссия).

Иной порядок принятия решения может быть предусмотрен как самим ЖК, так и иными законодательными актами.

После принятия решения необходимо сообщить заявителю о принятом решении. Сделать это нужно в течение 1 месяца в письменной форме путем направления извещения установленной формы. 

Если принято решение о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, на него заводится учетное дело, в котором хранятся (п. 5 ст. 42 ЖК):

- заявление;

- выписка из решения о принятии гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- информация о выборе гражданином способа улучшения жилищных условий, например членство в организации застройщиков (ст. 23 ЖК);

- другие документы, указанные в абз. 3 - 15 п. 2 ст. 40 ЖК.

Реализация права гражданина на жилье будет зависеть от выбранного им способа улучшения жилищных условий. Наиболее распространенным из них является участие в долевом строительстве, членство в организации застройщиков (Указ о долевом строительстве N 473, абз. 3 ст. 23 ЖК).