Как Беларусь решает кадровые проблемы и какие специалисты наиболее востребованы

136

Мир стремительно меняется. Ежегодно на каждом уровне образования открывается по 3-5 абсолютно новых специальностей. Сегодняшние топовые профессии через 10 лет могут оказаться невостребованными. Обозреватель портала 1prof.by узнала у представителей Министерства образования, как в Беларуси выстроена система подготовки кадров.

Готовить кадры – задача непростая

Находятся критики, убежденные, что сегодня на уровне высшего и среднего образования молодым людям не дают знаний, нужных для практической деятельности. Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович опровергает это утверждение. По его словам, в стране внедрена уникальная система «Университет 3.0», позволяющая модернизировать учебные программы в любой момент. Кроме того, обучение и работа все чаще становятся единым целым.

 – Процесс подготовки кадров – весьма сложная технология. Прежде всего надо определить, по каким направлениям готовить специалистов и для кого. Дальше важно определиться с численностью будущих специалистов. Всей системой, связанной с подготовкой кадров, занимается у нас не только Министерство образования и учреждения, но и другие ведомства, а также местное управление – облисполкомы, Мингорисполком. Последние, к слову, выстраивают необходимые элементы подготовки кадров на местах, – пояснил Сергей Касперович.

Изначально процесс подготовки кадров начинается со взаимодействия группы энтузиастов из учреждений образования с заказчиками и предприятиями. Разрабатываются образовательные стандарты, создаются типовые учебные планы. В этой работе важная роль отведена системе квалификации. В каждом случае заказчики согласовывают и поддерживают наполнение специальностей.

 – Даже для одной и той же специальности у заказчиков могут разные требования. Руководители в настоящий момент довольно щепетильно относятся к подбору кадров. Есть направления, по которым сотрудников найти на рынке труда практически невозможно. Обучение таких специалистов нужно заказывать в вузе, в их подготовку вкладывать средства и силы. Случаются и ошибки, ведь крайне сложно понять, что будет через 5-7 лет. За этот период в организациях может многое измениться. К примеру, сократят объемы производства. Но в целом система прогнозирования работает достаточно эффективно, – отметил собеседник.

Отвечать потребностям нового дня

В среднем и профессионально-техническом образовании важную позицию занимает профориентационная работа. Необходимо работать над тем, чтобы во время учебы молодые люди не разочаровались в выбранной профессии.

– На стадии приема в учреждения образования мы четко мониторим результативность профориентационной работы, выполнение плановых цифр приема. Существует стереотип в обществе, дескать, мы, запроектировав и открыв когда-то специальность, готовим по ней 5-10 лет специалистов, ничего не меняя, – кадры вчерашнего дня. Это абсолютно неверный посыл и неверное восприятие реальности. Любая специальность иногда даже за год претерпевает изменения. И даже наборы предшествующего года и последующего могут столкнуться с совершенно разным содержанием программы. Для этого не обязательно менять учебный план или образовательный стандарт: достаточно вносить изменения в содержание отдельных учебных дисциплин. Все это спроецируется на то, что мы подготовим разных специалистов – в зависимости от потребностей экономики, – рассказал Сергей Касперович.

По его мнению, кроме содержания образования, его объема и структуры, важно, как учат молодежь тем знаниям, навыкам и  умениям, которые должны быть у будущих специалистов.

– Нужно понимать, что сегодня молодежь другая, и каналы восприятия информации, способы ее получения при, казалось бы, неисчерпаемых объемах информации из интернета, должны быть другими. Приоритет мы видим в современных смешанных методах обучения с использованием IT-технологий. Но самое главное, чтобы во время образовательного процесса инициировалась познавательная активность молодежи, мотивированность к получению знаний. А это – технологии, связанные с проектными методами, деловые игры, – сказал Сергей Касперович.

Так, основная задача проекта «Университет 3.0» не только в развитии научных исследований и образовательной деятельности, но и в формировании нового поколения молодежи, которое само может генерировать стартапы, создавать новые продукты, технологии и их коммерциализировать.

Ярким примером служит Национальный детский технопарк, выпускники которого получают хорошие профориентационные компетенции. Там реализуют проектный подход. Учащихся из регионов, в основном, 9-11 классов отбирают для обучения по различным направлениям. За смену в 21 день ребята разрабатывают и защищают проект. Так выпускники на деле получают действительно хорошие компетенции: навыки исследовательской, проектной работы, soft skills, умение общаться, контактировать с тьютором, преподавателем, с более опытными сверстниками.

Новые специальности

Ежегодно на каждом уровне образования открывается по 3-5 абсолютно новых специальностей. Наш эксперт пояснил:

– Вообще новая – это та специальность, которая впервые запроектирована, внесена в классификатор специальностей и квалификаций. За ней стоит новое содержание, как минимум, на 60% отличающееся от содержания уже имеющихся специальностей. Как правило, начинает подготовку кадров одно учреждение. Через год-два-три подтягиваются другие. В год на каждом уровне образования (высшее, среднее специальное, профтех) появляется от 3 до 5 новых специальностей.

Учреждения образования чутко реагируют на потребности рынка труда, поэтому ряд специальностей со временем исчезают. Бывают случаи, когда через несколько лет к ним возвращаются, перепроектируют – и на основе принципа межпредметности рождается нечто совершенно новое и интересное.

В целом, каждый вуз стремится ежегодно по 2-3 новые для себя специальности открывать. То же самое происходит и в сфере среднего специального и профтехобразования.  Но эти специальности не новые для страны, они уже востребованы. Потому можно сказать, что  подготовка специалистов сегодня имеет практико-ориентированный характер.

Повысить привлекательность профобразования

В последние годы изменились возможности и условия профтехобразования как стартовой площадки для профессиональной карьеры. Тренд, который наблюдается в мире в силу стремительного развития технологий, – это уменьшение потребностей в профессиях низкой квалификации, ручного труда и увеличение спроса на профессии высокоинтеллектуального труда. Особое внимание уделяется уровню владения цифровыми умениями в условиях повышения производительности.

В целом, система профессионального образования в Беларуси не только сохранена, но и активно модернизируется. Она работает на несколько категорий населения. Первая – это школьники, которые уже на ранних этапах знакомятся с профессией и получают трудовое обучение в общеобразовательной школе. Второе – это выпускники 9-11-х классов, которые осваивают специальности, профессии в профтех и средних специальных учебных заведениях.

Новым этапом стало переобучение взрослого населения. Работников предприятий все чаще направляют в колледжи и профлицеи для переподготовки, повышения квалификации. Лица с ограниченными возможностями могут пройти обучение по основным образовательным программам либо по краткосрочной профессиональной подготовке. Безработные или незанятые также имеют возможность изменить траекторию своей профессиональной деятельности.

Наталья МАРЦИНКЕВИЧ

Фото Александра ПОБАТА

Источник: 1prof.by

Наши контакты

Наш адрес

230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Советская, 4

+375 (152) 62-42-11 (тел/факс)

okkultury@tut.by

Время работы

Пн-чт: 08.30 - 17.00

Пт: 08.30 - 16.10

Сб-вс: выходной

Нажимая кнопку "Отправить" вы принимаете условия Политики обработки персональных данных.