ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИНФОРМАЦИИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
26 апреля 2024 года

Гродненский театр кукол готовит премьеру спектакля о войне «Похождения жука-носорога». О военной теме в постановках рассказал главный режиссер театра Олег Жюгжда

251

Премьера спектакля состоится 31 марта.

Накануне Международного дня театра кукол корреспондент «ГП» пообщался с главным режиссером Гродненского областного театра кукол, заслуженным деятелем искусств Республики Беларусь Олегом Жюгждой. Разговор – о премьере спектакля «Похождения жука-носорога», которая состоится 31 марта, теме войны в постановках, юных зрителях и роли театра в их жизни.  

Совмещение несовместимого

– Олег Олегович, почему Вы решили поставить спектакль на тему войны и остановили свое внимание на произведении Константина Паустовского «Похождения жука-носорога»?

– Поскольку предыдущий год был Годом исторической памяти, а нынешний – Год мира и созидания, спектакль делаем на такую достаточно жесткую военную тему. Откровенно скажу, трудно найти визуальное воплощение этого, чтобы и дети поняли, и взрослые оценили. Я долго искал материал, пока не вспомнил сказку Константина Паустовского «Похождения жука-носорога». В ней совмещается несовместимое – жук и война. 

Тема войны очень серьезная и деликатная. Поэтому решено не показывать в спектакле кукол, а воплотить идею через текст Паустовского, достаточно поэтичный, очень грамотный, с иносказаниями, который актеры доносят со сцены. Спектакль поставлен в достаточно популярном теперь жанре сторител, то есть рассказ истории. Три актрисы – женщины разного возраста (мать, жена и дочь) – рассказывают сказку-быль о минувшей войне, о солдате, который ушел на фронт. Когда видишь человека и слышишь его, ему проще до тебя достучаться. Три человека работают за экраном, они делают необходимую анимацию. Ну а гвоздем спектакля станет жук-носорог. Мы наблюдаем мир его глазами, видим, как он преломляется через его восприятие. Есть жук реальный, виртуальный и воображаемый. Над постановкой работают актеры Светлана Бобровская, Лариса Микулич, Диана Каптерова, Наталья Иванова, Анастасия Ладысева и Татьяна Потапова. 

– Возрастная категория зрителей этого спектакля очерчивается как 6+. А если придут трехлетние-четырехлетние, будет ли он им интересен? 

– Поскольку спектакль текстовой, лучше все-таки, чтобы пришли дети постарше. Хотя, думаю, и до четырехлетнего ребенка, может, какая-то часть текста дойдет. Он будет слушать песни военных лет, смотреть, что делается на сцене. Дети по-разному воспринимают окружающую действительность. 

– Сценограф спектакля – Даниил Жюгжда – ваш сын. Как работается с ним? И что можно сказать про декорации?

– Это уже не первая наша совместная работа. До этого мы работали над постановкой «Старосветские помещики». И вот сейчас – «Похождения жука-носорога». С одной стороны, с сыном работать несложно, потому что понимаю, что он предлагает. А с другой – нелегко, потому что претензий к нему больше, чем к постороннему художнику. На сцене мы установим окно, которое будет работает как экран, на котором будут возникать тени, покажем кинохронику. Также среди декораций – три табуретки и сходни-помосты разной высоты, потому что спектакль – это и движение, и смена мизансцен…

– Мне кажется, к теме Великой Отечественной войны в театрах кукол обращаются достаточно редко…

– Во многих известных мне театрах ставили спектакли-концерты, когда широко отмечали 70-летие Победы. У нас также есть спектакль «Майские звезды Победы». Отдельными драматическими кусками собраны песни военных лет, кинохроника, фотографии и письма участников сражений. Программа получилась сильная. А стоящих спектаклей для детей, которые были поставлены в России на тему Великой Отечественной, можно по пальцам пересчитать.

Энергетика сцены

– Что бы Вы хотели донести до детей своими спектаклями?

– Мы рассказываем со сцены определенную историю. А что это в зрителях разбудит, о чем они задумаются после просмотра? В любом случае, это очень глубокое воздействие. Приятно, что сейчас к нам в театр кукол ходят правнуки первых зрителей. Значит, преемственность существует. Мне нравится возрастающий интерес к нашим спектаклям. Не только дети к нам приходят, но и взрослые. Участились и аншлаги в выходные и праздничные дни, и даже часть публики расстраивается, что билеты проданы.

Мы не в состоянии оградить детей от влияния гаджетов. Но когда видишь живые глаза зрителя, а он – глаза актера, хоть на это короткое сценическое время можно оторвать ребенка от того, что ярко светится, бликует, но не всегда воздействует положительно.

– Есть ли в планах восстановление пользовавшихся популярностью спектаклей?

– Да, в этом году запланировано восстановить ряд спектаклей. Это «Доктор Д.Д.», «Красавица и Чудовище», такие «блокбастеры» своего времени, которые востребованы и прекрасно смотрятся и воспринимаются зрителем. Хотелось бы добавить в эти мощные постановки запала и энергии молодых актеров.

– Чего от театра ждут нынешние дети, легко ли достучаться до их сердца?

– Дело в том, что дети достаточно испорчены интерактивом планшетов и телефонов. И думают, что в театре будет нечто подобное, а потом убеждаются, что спектакль нельзя ни выключить, ни переключить, а только смотреть. Потому что то, что происходит на сцене, оно здесь и сейчас. Наша задача в театре – удержать внимание ребенка, для этого каждые пять минут должно что-то меняться. Либо звучит музыка, либо появляется новый герой, либо происходит перестановка на сцене. Пользуясь возможностью, хотелось бы пригласить публику к нам в театр, потому что любая встреча с искусством меняет человека. Иначе для чего оно?