ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИНФОРМАЦИИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
05 мая 2024 года

Главный хранитель гродненских сокровищ. Директор Гродненского историко-археологического музея Юрий Китурко – о музейных сокровищах и реставрации королевского замка

255

Уже 20 лет Юрий Викторович Китурко – директор этого учреждения культуры.

Мы знакомы около тридцати лет. Помню первую для меня, телевизионщика, экскурсию по музейным залам тогда еще молодого научного сотрудника Юрия Китурко, который сумел покорить глубиной своих знаний и заново открыть музей, в котором я бывал с детства. Работая в художественном отделе, он учился создавать экспозиции и участвовать в закупке раритетов. Зал оружия разных времен в Новом замке, где есть образцы XI столетия, уникальный на всю республику – его детище. Однажды он позвонил мне и пригласил посмотреть рыцарские доспехи, купленные музеем. И сам облачился с ног до головы в многокилограммовую сбрую, пройдясь по узкому сводчатому коридору с копьем в руке. Мой телеоператор был в восторге – картинка переносила нас в средние века. В музее он занимался и наукой – написал и защитил кандидатскую диссертацию. В этом году исполнилось 20 лет, как Юрий Викторович Китурко, пройдя все ступени музейного работника, стал директором этого учреждения культуры. 15 декабря 2023 года в Национальном академическом театре имени Янки Купалы состоялось торжественное награждение победителей ХХI Республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь». В номинации «Музей года» среди республиканских и областных музеев одним из дипломантов стал Гродненский государственный историко-археологический музей. Это и стало поводом для нашего интервью.

 

д (2).jpg

Влюбленный в историю

– Юрий Викторович, Вы родились в Гродно и с детства, как и я, знаете Замковую гору, где в двух замках расположен наш главный музей. Работа здесь была мечтой с детства?

– Детские мечты, как у всех, были разные, а вот поступление и учеба на историческом факультете Купаловского университета заставили меня влюбиться в историю. Окончил вуз я в 1990 году. Меня направили преподавать историю религии в Горецкую сельхозакадемию. Больше года там проработал и в 1991 году приехал в Гродно. Я уже был женат, познакомились с Ириной на «студенческой картошке», она еще 3 года доучивалась на истфаке (Ирина Фёдоровна Китурко – историк, с 2017 года – ректор ГрГУ имени Купалы, доктор исторических наук – прим. автора). Всю жизнь помогаем друг другу разбираться в порой запутанной исторической науке – это наш общий интерес до сих пор. Наш сын тоже окончил истфак.

В 1991 году друзья по учебе позвали на работу в музей. Так я стал вначале экскурсоводом. Много читал, за год изучил все экспозиции. Потом жизнь двигала дальше по музейной лестнице – раритеты, которыми наполнен наш дом, сформировали гордость за прикосновение к богатой истории Гродненщины, которую мы должны донести нашим потомкам. Это наше, если хотите, место силы.

Как проходит восстановление Старого замка в Гродно и какие сюрпризы ждут посетителей бывшей резиденции королей – в интервью с директором Гродненского государственного историко-археологического музея Юрием Китурко

Музейные сокровища

– Кроме действующих экспозиций, у Вас есть настоящая сокровищница – фондохранилище. Говорят, нет ему цены. Сколько единиц хранения в нем, чем гордитесь и почему не все можно выставить для осмотра посетителям?

– Да, это наш настоящий остров сокровищ. В нем свыше двухсот тысяч единиц хранения. Здесь есть разные отделы. Музей – единственный в стране историко-археологический, основанный на своих собственных археологических раскопках. Наши замки стоят на древнем «дединце» – первом поселении города с XI века. Раскопками в разное время здесь занимались знаменитые советские археологи, мы тоже продолжаем. В 2023 году земля вокруг Старого замка приоткрыла новые тайны. Около десяти тысяч артефактов, найденных археологами, пополнили нашу коллекцию. Это древнейшие остатки деревянных построек, изделия из кожи, стекла, керамики, наконечники стрел и другие элементы вооружения, украшения, в том числе из золота. Раскопки продолжатся и в новом году.

В запасниках музея, которые за день не обойти, хранится около 2000 икон, 900 картин, более 2030 предметов декоративно-прикладного искусства, а это оригиналы Фаберже, Мейсенский фарфор, старинные часы, большая коллекция монет, в том числе и клады – свыше 20 тысяч монет, столовое серебро известных европейских мастеров XIX столетия. Из живописи – картины Исаака Левитана, предположительно работа Казимира Малевича «Мужчина с лопатой» 1910 года (на экспертизу мы не отдавали – это для нас дорогое удовольствие), эскиз к известному полотну Кустодиева «Масленица», натюрморт русской художницы Натальи Гончаровой. Есть работы неизвестных авторов. Отдельно собраны некоторые документы царской семьи, есть даже записка, подписанная Григорием Распутиным. Филателистическая коллекция марок, начиная с первой российской марки.

Для предметов старины, требующих специального обращения и хранения, в Новом замке отведено целых три зала. Все это было конфисковано как контрабанда гродненскими таможенниками при попытке незаконного вывоза за рубеж в лихие 90-е и передано музею. Так что кое-что в виде выставок мы показываем. Но значительная часть фондов ввиду того, что это научные материалы, доступна только научным сотрудникам и ученым для исследований, которые ведутся постоянно. Как, например, библиотекой редкой книги, насчитывающей несколько десятков тысяч томов, начиная с древнейших инкунабул, изданных до 1500 года. Имеем 26 палеотипов, то есть книг, напечатанных в 1500–1550 годах.

Большой пласт хранения – это документы, фотографии, предметы обихода и личные вещи выдающихся гродненцев, уникальные материалы и иллюстрации всех периодов развития и становления Гродненщины. Сейчас, в период подготовки к празднованию 80-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, мы начали работу над экспозицией на эту важнейшую тему. Материалов у нас много, но собираемся отображать их по-новому, с показом всех деталей холокоста и геноцида, который гитлеровские оккупанты устроили на гродненской земле.

Photo-46.jpg

– Мы живем в век компьютерных технологий, которые пришли и в музейное дело. В отреставрированной первой очереди Старого замка, его входной группы, в экспозициях в полной мере использованы новейшие цифровые достижения, что сразу удивило посетителей, а это ведь стоило немалых затрат. Как это удалось? 

– Это работа всего нашего коллектива, в котором большая часть молодые люди, а у них совершенно другое мышление. Вначале, на этапе архитектурного проектирования, создавался сценарий каждой экспозиции, в который изначально закладывалась идея, как интереснее и доходчивее представить наши экспонаты, где применить оживающую 3D-графику, включаемую простым нажатием пальца, звуковое и визуальное сопровождение на иностранных языках, написать компьютерные программы. Мы справились с этой задачей, хотя на это уходили месяцы, привлекали разных специалистов. Конечно, большие затраты понесло государство, но и сразу в разы увеличился  поток туристов. Только за 2023 год у нас побывали 250 тысяч посетителей.

_DSC0084.jpg

  По-королевски

– О сокровищах музея мы поговорили, а теперь о замках – Новом и Старом, которые хранят эти все музейные раритеты. Старый замок, его первая очередь, благодаря реставрации по проекту минского архитектора-реставратора Владимира Бочкова, а этому он посвятил более 25 лет, в 2023 году при помощи наших строителей вернул свой роскошный облик сооружения позднего ренессанса XVI столетия времен короля Стефана Батория. Были критики, были уточнения проекта, но тем не менее сегодня это уже неоспоримая доминанта и новая визитка, украшающая Гродно. Что будет на Замковой горе в 2024 году, ведь вторая очередь предусматривает самую дорогостоящую работу – реставрацию королевского дворца. Что с проектом? 

– Когда я пришел работать в музей, Старый замок представлял собой удручающее зрелище. Сооружение, много раз перестроенное в разные столетия, выработало свой ресурс. И то, что мы называем дворцом, не выглядело таковым. Идея реставрации витала давно, еще с межвоенного периода. В советское время думали только о капитальном ремонте, но так и не дошло до него. И вот только в наши дни принятая Президентом государственная программа «Замки Беларуси» позволила с подачи Министерства культуры осуществить давнюю мечту.

Началось все в 2017 году. Мы перевезли все музейные экспонаты в Новый замок. Начались археологические раскопки, долгое проектирование, само строительство. Первая очередь сдана. Следует поблагодарить лично Президента Беларуси Александра Григорьевича Лукашенко за выделенные средства и Гродненский облисполком.

Новый год – это наша надежда на окончание проекта реставрации королевского дворца с задачей сохранить всю аутентичность здания. А это вновь множество уточнений и согласований, консультаций. Зондажи фундаментов, снятие нескольких наслоений штукатурки открывают некоторые тайны и ставят загадки по ранее неизвестным перегородкам или по найденным росписям, фрескам. Находятся и артефакты.

Сложность еще и в том, как, не повредив оригинальную постройку, разместить в ней множество разных кабелей и проводов электроники, пожарной, охранной сигнализаций, без которых будущая экспозиция не-возможна. Плюс уже работают над проектами 20 залов художники, реставраторы, мебельщики, декораторы в сотрудничестве с нашими отделами, обсуждаются варианты сценариев экспозиций по каждому покою.

Файл_012.jpg

Будет воссоздана интерьерная часть времен Батория: большой зал для приемов, спальня. Кстати, некоторые экспонаты для этих покоев в музее есть. И, конечно, важно, где и каким будет мультимедийное оборудование. Таких объектов в республике больше пока нет, поэтому все работают ответственно и в надежде, что дворец предстанет во всем великолепии и станет настоящей жемчужиной. Сегодня наш объект в поле зрения Национальной академии наук, Министерства культуры Республики Беларусь, института «Гродногражданпроект», строительных организаций – все возникающие спорные вопросы решаются коллегиально. «Гродногражданпроект», надеюсь, в следующем году закончит сложный и уникальный строительный проект и запустит его в производство.

Одновременно развеиваются некоторые мифы. Установлено, что известный итальянский архитектор Санти Гуччи (на самом деле художник, скульптор), которому приписывали создание замка, не имел отношения к этому проекту. Хотя отдельные декоративные элементы замка могли быть доставлены из его мастерской. Автор по-прежнему неизвестен. Зато мы знаем подрядчика строительства замка – итальянец де Грип, у которого здесь было налажено производство кирпича для замковых сооружений.

Файл_000.jpg

– Накануне Нового года ваше учреждение получило диплом конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Музей года». О чем мечтаете как директор в Новом году?

– Награда – это заслуга всего коллектива. Ее нужно удержать. В 2024 году хочу увидеть утвержденный проект второй очереди Старого замка. И начать проект третьей очереди замка. Хочу, чтобы пополнились наши фонды новыми раритетными экспонатами – у населения они еще есть, будем рады. Чтобы весь коллектив вместе с филиалами – музеем истории Городницы и музеем Максима Богдановича – в новом году реализовал все свои инициативы и делал это с учетом Года качества. А гродненцев, если они хотят получить интеллектуальное удовольствие, приглашаем вместе с детьми и друзьями в Новый и Старый замки, где живет наша уникальная богатая история. Мы поможем вам еще больше гордиться своей землей. Здоровья и мира всем!

д (1).jpg