ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИНФОРМАЦИИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
19 апреля 2024 года

ГДЕ ПОДРОСТКУ ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ АНОНИМНО И БЕСПЛАТНО?

245

Подростковый возраст считается самым трудным. Процесс взросления – это непрерывный стресс, сомнения, страхи, поиски себя. Нередко случаются конфликты с родителями, учителями, сверстниками. К сожалению, не каждый взрослый может грамотно помочь подростку – не хватает знаний, терпения, да и проблемы кажутся надуманными. Однако психологическое неблагополучие незмедлительно отражается на отношениях в семье и школе, поэтому пускать ситуацию на самотек нельзя. Где искать помощь тем, кто уже не ребенок, но еще не взрослый, рассказали эксперты.

Специалисты в один голос уверяют, что психологическое здоровье – обязательное условие для полноценного развития личности подростка. Молодые люди сталкиваются со стрессами и проблемами, которые могут серьезно подорвать их психологическое благополучие.

Чему нужно научить подростка

– Психологическое здоровье личности не возникает само по себе. Оно является результатом обучения и воспитания.  В это понятие ученые вкладывают такие компоненты как психическое здоровье, психологическая грамотность и психологическая культура личности, – рассказал по время тематической пресс-конференции педагог-психолог отдела психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи Дмитрий Сенников.

Эксперт отметил, что для формирования психологического благополучия подростка следует обучить базовым вещам:

  • позитивная самооценка – важно, чтобы дети научились позитивно оценивать себя и свои достижения;
  • эмоциональная стабильность – нужно научить детей понимать свои эмоции и эмоции других людей;
  • социальные навыки – навыки коммуникации и проявления эмпатии востребованы всю жизнь;
 
  • стрессоустойчивость и жизнестойкость – молодых людей следует обучать справляться со своим стрессом и адаптироваться к различным ситуациям;
  • полнота и развитие жизни – важно научить соблюдать баланс между учебой, работой, хобби и отдыхом.
  • умение управлять своим временем – это способствует снижению уровня стресса и усталости.

– Все эти навыки формируются и укрепляются в таких социальных институтах как семья, детский сад, школа, вузы. На каждом этапе мы можем дать психологические и педагогические основы, каждый на своем уровне. Все это создаст фундамент для последующего психологического здоровья.

В Беларуси работает сеть кризисных психологов для подростков

Дмитрий Сенников рассказал, что в этом процессе участвует и созданный в 2019-го Республиканский центр психологической помощи. Эта организация работает одновременно в двух направлениях. Она занимается как методическими разработками для школьных психологов, учителей и родителей, так оказанием экстренной психологической помощи.

– По поручению Минобразования была создана сеть кризисных психологов, призванных своевременно и профессионально реагировать на кризисные события на местах, – отметил эксперт. – Сегодня в нее входят 126 педагогов-психологов из всех регионов Беларуси. За весь период существования у нас зафиксировано более 15 000 обращений.

Кроме того с декабря 2021-го стартовала онлайн платформа для оказания информационной и психологической помощи подросткам и их законным представителям. Там каждый подросток может получить бесплатную и анонимную консультацию, записаться к психологу, или прочитать статью о том, как справляться с определенными трудностями.

Что такое Центр, дружественный подросткам?

Еще одно место, где молодые люди могут получить помощь в сложной ситуации – Центры, дружественные подросткам. Как правило, они организованы на базе детских поликлиник. Помимо психолога прием ведут педиатр, акушер-гинеколог и врачи медицинской профилактики. В Минске такие центры есть в каждом районе, а всего по стране их – 58. Подростки могут обратиться в любой такой центр, причем сделать это можно анонимно и бесплатно. Об этом рассказала  врач по медицинской профилактике  Центра, дружественного подросткам «Ювентус» УЗ «17-я городская детская клиническая поликлиника» Инесса Палазник.

- Основные принципы нашей работы: добровольность, доступность, доброжелательность, доверительность, анонимность и конфиденциальность.  На последнем мы всегда акцентируем внимание, – подчеркнула она. – Ведь в поликлинику подростки должны приходить либо с родителями, либо предъявлять паспорт. В нашем Центре спрашивают только имя и возраст. С 14 лет они могут обращаться без родителей. Они сами записываются по телефону или через социальные сети.

Задачи таких центров не только оказать психологическую помощь подросткам, но и укрепить здоровье, работать над профилактикой рискованного поведения молодежи. Во время занятий всем известные знания о здоровом образе жизни превращаются в полезные навыки.

И самое главное, что такая работа находит у подростков отклик. Причем посещаемость таких заведений растет с каждым годом. Подростков приводят родители, направляют учителя или педиатры, но все больше молодых людей приходят сами или по совету своих сверстников через «сарафанное радио».

Главные подростковые проблемы – взаимодействие с самим собой

– Наш центр функционирует с 2011 года и его посещаемость все время растет, особенно последние 3 года. Интенсивность такова, что каждый день все время специалистов заполнено, – рассказала Татьяна Маковская, психолог центра «Парус надежды» УЗ «7-я городская детская поликлиника г. Минска». – Приходят не только дети, но и их родители. Дети приводят своих друзей. Вопросы молодежь волнуют самые разнообразные. В последние годы это, в основном, проблемы взаимодействия с самим собой, уверенность в себе, реагирование на стрессы, борьба со страхами, которых сейчас очень много.  А вот вопросы табакокурения, наркозависимости и алкоголя отходят на второй план.  Подростки больше идет понять себя и взаимодействие с миром.

Эксперт утверждает, что возможность посещать Центр есть у каждого подростка: легко записаться, помощь оказывается бесплатно, сохраняется анонимность. Главное – желание. Тем более, подчеркивает специалист, иногда достаточно нескольких занятий, чтобы структурировать проблему и проработать ее.  Одновременно проводится обучение психологической грамоте и культуре поведения.

– Однажды ко мне пришла ученица 11 класса с целым списком своих страхов. Она четко заявила о проблеме. Наше активное сотрудничество привело к тому, что изменилась не только она, но и ее мама. Перемены в лучшую сторону заметили даже одноклассники. Они тоже стали интересоваться, куда она обращалась, и как ей помогли.

Контактные данные Центров, дружественных подросткам в Минске можно посмотреть здесь.

Фото из открытых интернет-источников

 

https://1prof.by