ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, ИНФОРМАЦИИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
29 марта 2024 года

«Без сплоченности в театре, как и в жизни, не обойтись». Главный художник Гродненского драмтеатра — о профессии, любви к зрителю и театральном единстве

243

Татьяна Мацевич за свою карьеру поставила более 40 спектаклей.

Татьяна Мацевич — главный художник Гродненского областного драмтеатра, лауреат премии Дубко, член Союза художников Республики Беларусь. За свою карьеру она поставила более сорока спектаклей.

В театре Татьяна с 2000 года. Окончила академию искусств по специальности «сценограф». Татьяна рассказала, как устроен театр и почему важна сплоченность в нем.

О театре 

— Что конкретно входит в ваши обязанности в театре?

— В театре я работаю как художник-постановщик и как главный художник. Как художник-постановщик я ставлю спектакли. И порой трудно совмещать руководство театром с творчеством. Я должна выслушать каждого и помочь. А художнику нужен покой и концентрация на процессе. Когда я ставлю спектакли, я не только представляю вниманию техсовета макет, эскизы и чертежи. Я должна иметь представление, как разумно распорядиться бюджетом спектакля. Координация людскими, материальными и временными ресурсами — всем этим занимается постановщик во время производства спектакля.

О начале карьеры

— Татьяна, как вы пришли в профессию?

— Профессию я не выбирала. Она сама выбрала меня. Если бы я имела о ней представление, у меня не хватило бы мужества выбрать её. Я родом из Минска. В Гродно меня пригласил главный режиссёр театра, который приехал на защиту дипломов академии искусств. Ему понравилась моя дипломная работа. И я стала главным художником. Моим первым спектаклем стал детский мюзикл «Собаки». Многие до сих пор вспоминают его. Моя сценография к этому спектаклю впоследствии получила много наград на разных фестивалях и конкурсах. Никогда не забуду реакцию зрителя. Занавес открывается – и сразу овации. Меня тогда это поразило.

О своих работах

— Каким спектаклем гордитесь больше всего?

— Владею всеми направлениями и работаю в разных, но максимально получаю удовольствие в условной сценографии концептуального направления. Поэтому и любимыми спектаклями для меня являются те, которые сделаны в этом ключе. Один из таких спектаклей — «Раскиданное гнездо» Янки Купалы. За него я получила премию Дубко. Нравится сценография «Мальчик и Маргарита». Из последнего, сценография к спектаклю «Трибунал», считаю ее уникальной. Люблю вспоминать спектакль «Рок - концерт с Григорием Гориным», «Тартюф», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».   

О детских спектаклях

— Отдельное место в списке моих постановок занимают детские спектакли. После того, как я их поставила уже более 10, меня стали называть «великим сказочником». Детям полюбились многие мои сказки: и «Мороз Иванович», и «Собаки», и «Чудо в перьях», и «По щучьему велению», и многие другие. Я, создавая детские спектакли, всегда пытаюсь проникнуть во внутренний мир ребёнка и угадать, прочувствовать его чаянья. Порой мне удается подарить детям минуты счастья.   

Об отношениях в коллективе 

— В театре собираются люди творческие. Легко ли поймать одно видение? Как его достичь?

— Именно то, как сложились отношения в коллективе, напрямую влияет на жизнестойкость спектакля и эмоции зрителя. Если психологический климат здоровый, люди отдают неповторимую частичку себя. Как результат — у вас мурашки по телу!
 
О ментальном мире режиссера
— Бывают ли моменты, когда синергия не происходит?

— Бывают, что скрывать. Человек может быть тебе неприятен, но это нужно отложить в сторону. Если ты достиг определенного профессионального уровня, то ниже планки не упадешь. Есть еще высший пилотаж, когда подключается душа. Он может быть только в том случае, если художник и режиссер доверяют друг другу.

Представьте, я должна проникнуть в ментальный мир режиссера, в его голову. Не всегда он может сказать то, что чувствует, словами. Режиссер не филолог или оратор. Я синхронизируюсь с внутренним миром режиссёра и драматурга, пропускаю основную мысль через свое сознание. Так рождается моя версия сценографии спектакля.  

Как театр объединяет людей

— Чтобы на время те, кто никогда больше не встретятся и не найдут общий язык, сошлись по причине одной идеи, и нужен театр. Сделав спектакль, ты знаешь о человеке все. В театре настолько все сконцентрировано, как в экстремальной ситуации. И люди вынуждены проявлять себя в истинной сути. И в то же время без сплоченности в театре, как и в жизни, просто не обойтись.