Контроль за соблюдением законодательства о труде

ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ВОПРОСЫ,

подлежащие проверке общественными инспекторами по охране труда при осуществлении общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства о труде

 

 В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь «О профессиональных союзах» профсоюзы имеют право на осуществление общественного контроля за соблюдением нанимателем законодательства Республики Беларусь о труде в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Порядок осуществления профсоюзами общественного контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь о труде, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2000 г. № 1630, и Положение об общественном инспекторе по охране труда, утвержденное постановлением Президиума Совета ФПБ от 1 апреля 2003 г. № 50, предоставляют общественным инспекторам по охране труда право осуществлять проверки соблюдения законодательства о труде, а также выполнения нанимателями, их должностными лицами условий коллективного договора (соглашения) и выдавать представления об устранении выявленных нарушений, обязательные для рассмотрения.

Полномочия общественного инспектора по охране труда на проведение проверки законодательства о труде подтверждаются удостоверением, оформленным и выданным в установленном порядке. Оформление предписания профсоюзного органа для проведения такой проверки не производится.

При проведении указанных проверок общественным инспекторам по охране труде следует взаимодействовать с соответствующим профсоюзным органом и акцентировать внимание на вопросах, не требующих специальных юридических познаний, выявляя очевидные нарушения законодательства о труде, которые наниматель не сможет опротестовать.

В качестве первоочередных вопросов, подлежащих проверке, следует перечислить:

  1. наличие у нанимателя Правил внутреннего трудового распорядка. Данные правила размещаются на видном месте, с ними должен быть ознакомлен под роспись каждый работник (ознакомление производится при приеме на работу - пункт 3 статьи 54 Трудового кодекса Республики Беларусь, именуемого далее ТК);
  2. наличие утвержденного руководителем штатного расписания Отсутствие такового является нарушением статьи 194 ТК. Структура штатного расписания должна быть примерно следующей: наименование должностей, количество штатных единиц, тарифный разряд и тарифный коэффициент для данной должности или профессии в соответствии с Единой тарифной сеткой, оклад или тарифная ставка, доплаты и надбавки;
  3. при наличии заключенного между нанимателем и работниками коллективного договора необходимо обратить внимание на соответствие его норм законодательству, генеральному, тарифному, местному соглашениям (если последние соглашения существуют); соблюден ли порядок внесения изменений и (или) дополнений в него, срок его действия; подписана ли каждая страница коллективного договора уполномоченными представителями сторон; зарегистрирован ли он в местном исполнительном или распорядительном органе (статьи 362-370, 373 ТК). Также необходимо обратить внимание на то, чтобы все работники, в том числе впервые принятые, были ознакомлены нанимателем под роспись с действующим у него коллективным договором, соглашением (пункт 3 статьи 54 ТК);
  4. наличие у нанимателя должностных инструкций на руководителей и специалистов, а также рабочих инструкций (характеристик работ) на рабочих. На каждую должность, профессию согласно штатному расписанию должен быть разработан и утвержден нанимателем соответствующий документ (должностная или рабочая инструкция), с которым должен быть ознакомлен под роспись соответствующий работник (пункт 2 статьи 54 ТК);
  5. соблюдение законодательства при предоставлении отпусков: наличие и согласование с профсоюзом графика трудовых отпусков.

Данный график составляется на календарный год не позднее 5 января или иного срока, установленного коллективным договором, соглашением, либо согласованного нанимателем с профсоюзом. Он утверждается нанимателем по согласованию с профсоюзом и доводится до сведения всех работников (статья 168 ТК). Форма доведения графика до сведения работников в ТК не оговорена. Обычно он вывешивается на видном месте либо доводится до работников под роспись;

уведомляются ли работники о времени начала трудового отпуска не позднее чем за 15 календарных дней (часть первая статьи 169 ТК);

наличие письменных согласий работников в случаях их отзыва и4| отпуска (часть вторая статьи 174 ТК);

выплата работникам среднего заработка за время трудового отпуска не менее чем за два дня (для работающих по трудовому договору) или за один день (для работающих по контракту) до начала отпуска (соответственно статья 176 ТК и часть четвертая пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 29 июля 1999 г. № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины", далее - Декрет № 29);

  1. наличие письменных трудовых договоров (контрактов) с каждым работником, принятым на работу после 1 января 2000 г. (часть первая статьи 18 ТК) При этом следует проверить, отражены ли в них обязательные сведения и условия, предусмотренные частью второй статьи 19 ТК:

данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией);

основные права и обязанности работника и нанимателя (содержатся в статьях 11,12, 53-55 ТК);

срок трудового договора (для срочных трудовых договоров). Заключение трудового договора (за исключением контракта) на определенный срок с работником, чья работа носит постоянный характер, является нарушением законодательства о труде (часть вторая статьи 17 ТК). Срок трудового договора не может превышать 5 лет (пункт 2 части первой статьи 17 ТК). Контракты заключаются на срок от одного года до пяти;

режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

условия оплаты труда: размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, сроки (не реже двух раз в месяц - статья 73 ТК, работникам, с которыми заключен контракт, - не реже 1 раза в месяц, если коллективным договором (соглашением) не установлена более частая периодичность) и место выплаты заработной платы (как правило, по месту работы - часть первая статьи 75 ТК);

  1. правильность осуществления работы с трудовыми книжками работников, а именно:

наличие лица, ответственного за правильное ведение, учет, хранение и выдачу трудовых книжек, назначенного приказом (распоряжением, постановлением) нанимателя (подпункт 1.10 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. № 1635 "О трудовых книжках работников");

наличие пронумерованных, прошнурованных и скрепленных подписью нанимателя и печатью отдела кадров (в случае ее отсутствия -гербовой), книги учета движения трудовых книжек и приходно-расходной книги учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним (пункт 58 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, далее - Инструкция);

регистрация в книге учета движения трудовых книжек трудовых книжек всех работников, за исключением работающих по совместительству При увольнении работник должен расписаться в этой книге о получении трудовой книжки (часть четвертая пункта 58 Инструкции).

несоответствия даты увольнения работника согласно приказу об увольнении дате получения им трудовой книжки, указанной в книге учета движения трудовых книжек, может свидетельствовать о нарушении нанимателем нормы части шестой статьи 50 ТК РБ, предусматривающей выдачу трудовой книжки работнику в день увольнения;

хранение трудовых книжек как документов строгой отчетности в специально оборудованном месте (часть первая пункта 57 Инструкции), обычно - в сейфе;

соответствие количества трудовых книжек численности работников согласно штатному расписанию. Отсутствие трудовых книжек кого-либо из работников (кроме совместителей) может означать, что наниматель не выдал работнику, впервые принятому на работу, трудовую книжку в нарушение части второй статьи 50 ТК и пункта 4 Инструкции либо принял на работу работника без трудовой книжки в нарушение пункта 2 части первой статьи 26 ТК. Обнаружение лишних трудовых книжек, может свидетельствовать о том, что наниматель не выдал трудовые книжки уволенным работникам в день увольнения (часть седьмая статьи 50 ТК). В случае задержки выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику должен быть выплачен средний заработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения изменена на день выдачи трудовой книжки (статья 79 ТК);

при наличии трудовых книжек с вкладышами последние должны быть в них вшиты, на титульном листе трудовой книжки вверху проставлен штамп с надписью "Выдан вкладыш" и указана серия и номер вкладыша (пункты 42, 43 Инструкции). Вкладыш без трудовой книжки недействителен;

  1. наличие личных карточек формы Т-2 на всех работников. В данные карточки вносятся сведения о работнике, заверенные его подписью, и записи, внесенные на основании приказов (распоряжений, постановлений) в трудовую книжку работника (вкладыш к ней) о приеме на работу, переводах на другую постоянную работу, увольнении. С тем, что такие записи внесены в трудовую книжку, работник должен быть ознакомлен под роспись в карточке. Кроме того, в карточки вносятся сведения о предоставлении работникам трудовых отпусков, что позволяет определить, имеется ли у нанимателя задолженность по отпускам;
  2. наличие сформированных личных дел работников. Личные дела согласно постановлению Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2 ведутся на руководителей и специалистов, научных работников, государственных служащих, а также других работников в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, формируются после заключения трудового договора (контракта) и издания приказа (распоряжения,
  3. решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность) в следующем порядке: внутренняя опись документов личного дела, дополнение к личному листку по учету кадров, личный листок по учету кадров, автобиография, копии документов об образовании, повышении квалификации, переподготовке, заявление о приеме на работу, копня (выписка) приказа (распоряжения, решения, постановления) о приеме на работу (назначении на должность);
  4. соблюдение трудового законодательства, регулирующего вопросы выплаты заработной платы:

выполнение требования законодательства (Закон Республики Беларусь "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы") о том, что минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда, ее размер устанавливается законодательством и является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда работников. С 1 января 2005 г. месячная минимальная заработная плата установлена в размере 128860 рублей, часовая - 760 рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2005 г. № 1579). Для проверки соблюдения нанимателем низшей границы оплаты труда следует сверить суммы выплачиваемой заработной платы в платежных ведомостях;

соблюдение сроков выплаты заработной платы, установленных локальными нормативными актами нанимателя, трудовыми договорами (контрактами) с работниками. Заработная плата выплачивается не реже двух раз в месяц работникам, с которыми заключен трудовой договор (часть первая статьи 73 ТК), и не реже одного раза в месяц - работающим на контрактной форме найма (часть первая пункта 4 Декрета № 29). Для этого в бухгалтерии организации проверяются даты платежных ведомостей и наличие росписей в получении всех работников. Затем сверяются даты платежных ведомостей с датами, проставленными на финансовых документах на перечисление денежных средств на выплату заработной платы (чековых книжках - в случае выплаты заработной платы наличными через кассу, платежных поручениях - в случае безналичных выплат);

в аналогичном порядке проверяется осуществление при увольнении работника всех выплат, причитающихся ему от нанимателя, в день увольнения, а в случае его отсутствия на работе в день увольнения - не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете (часть первая статьи 77 ТК);

  1. соблюдение законодательства в части привлечения работников к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины:

 истребовано ли письменное объяснение от нарушителя (часть первая статьи 199 ТК), соблюдены ли сроки применения дисциплинарного взыскания (дисциплинарное взыскание применяется в месячный срок со дня обнаружения дисциплинарного проступка, то есть дня, когда о проступке стало известно лицу, которому работник непосредственно подчинен, и не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, за исключением двухгодичного срока, установленного для случаев применения взыскания по результатам ревизии, проверки, проведенной компетентными государственными органами, части первая и четвертая статьи 200 ТК) и ознакомления работника с приказом о наложении дисциплинарного взыскания (в течение пяти дней со дня издания приказа, часть пятая статьи 199 ТК), соответствует ли мера дисциплинарного взыскания видам мер дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством (замечание, выговор или увольнение, часть первая статьи 198 ТК).

По итогам проведенной проверки при наличии выявленных очевидных нарушений общественным инспектором по охране труда составляется представление, заполняемое по единой форме, как и при проверке законодательства об охране труда. Проверки соблюдения законодательства о труде и об охране труда в организации оформляются отдельными представлениями.

В представлении следует, в частности, отразить какое именно нарушение законодательства о труде выявлено в ходе проверки, указав при этом, в чем оно выражается (документ или действия нанимателя), какая норма законодательства нарушена (ссылки приведены выше), предложения по устранению нарушения, срок устранения нанимателем нарушения (как правило, не более месяца).

Независимо от того, оформлялось ли по результатам проверки представление, общественный инспектор по охране труда составляет по ее итогам краткую справку и представляет ее для дальнейшего изучения, анализа и обобщения в профсоюзный орган проверяемой организации. В случае, если по результатам проверки выдавалось представление, его копия прилагается к справке.

При возникновении затруднений с обоснованной квалификацией представляющихся противоправными действий нанимателя в качестве нарушений законодательства о труде или коллективного договора, а также при  недостатке аргументов против возражений нанимателя, оправдывающего подобные действия, общественному инспектору по охране труда следует незамедлительно обращаться за разъяснениями в профсоюзный орган проверяемой организации, вышестоящий профсоюзный орган или непосредственно к правовому инспектору труда, обслуживающему данную профсоюзную организацию.

Наши контакты

Наш адрес

230023, Республика Беларусь, г. Гродно, ул. Советская, 4

+375 (152) 62-42-11 (тел/факс)

okkultury@tut.by

Время работы

Пн-чт: 08.30 - 17.00

Пт: 08.30 - 16.10

Сб-вс: выходной